Из огромного разнообразия детских игрушек порой сложно определиться с выбором для своего малыша. Ведь прилавки магазинов так и пестрят яркими побрякушками, милыми мишками и бессчетным количеством супергероев. А ведь новое приобретение должно еще понравиться собственному чаду, а не то оно будет заброшено далеко и надолго.
Возможно кто-то возразит, ведь и так все понятно: все девочки любят играть в куклы, а ни один мальчик не обойдется без машинок и пистолетов. Так зачем лишний раз заморачиваться? Как бы ни хотелось, на самом деле не все так просто. Игрушка предназначена не только развлекать ребенка, но и развивать его способности. И качество этого развития во многом зависит от того, в какие игры играет малыш, и, в частности, с чем он играет.
В первую очередь наша статья поможет разобраться со всеми тонкостями выбора игрушек для мальчиков, а конкретно – для периода двухлетнего возраста. Но родители девочек тоже могут почерпнуть для себя немало полезного, ведь в раннем детстве гендерные различия в игровом развитии детей практически не ощутимы. О воспитательных и развивающих целях игрового процесса, о пользе кукол для мальчиков и токсичности современных игрушек Вы узнаете далее.
Каждая детская игрушка должна соответствовать определенным критериям. Конечно, все зависит от того, какие перед ней стоят задачи: если для развития мелкой моторики рук сойдут кубики, мозаика или пазлы, то для познавательного и речевого развития пригодятся говорящие зверушки. Но есть два основных требования, которыми должны руководствоваться все родители: безопасность и соответствие игрушки возрасту малыша.
К сожалению, немалая доля рынка детских товаров заполнена низкокачественной продукцией. Игрушки в этом плане не исключение: дешевизна материалов может позитивно отразится на ценнике, но не обязательно на здоровье ребенка. Так что следует с умом и с определенной долей ответственности подходить к выбору подарков. Важно обращать внимание на следующие моменты:
В два года детки активно интересуются окружающим миром, исследуя все, что обратило на себя их внимание в текущий момент. Любопытные малыши переключаются с одного объекта на другой с огромной скоростью. Нередко родители жалуются на неуправляемость своих чад: частые капризы и неусидчивость доведет до чувства беспомощности любого неопытного родителя. Детей очень сложно надолго отвлечь каким-либо делом, поэтому необходимо занять малыша интересной и полезной игрой. Выбирая игрушки, помните, что детские игры в раннем возрасте должны способствовать следующему:
Занятия на мелкую моторику рук не только физически развивают ребенка, но и положительно сказываются на его речевой функции. Казалось бы, как мелкая работа ручками поможет умению говорить? Учеными установлено, что зона коры головного мозга, отвечающая за моторику, соседствует и взаимодействует с зоной, ответственной за речь. Следовательно, развитие первой повлечет за собой развитие второй.
Не зря детские психологи советуют родителям уделять особое внимание именно этому периоду времени для развития разговорной функции. Начиная с 2-х лет у детей наступает сенситивный период, который заканчивается где-то в 3 года. Именно тогда необходимо заняться освоением родного языка, и вовремя заложенный фундамент поспособствует дальнейшему быстрому обучению.
Ниже представлено несколько видов детских игрушек, предметов и материалов, полностью отвечающих критериям безопасности. Они интересны детям двухлетнего возраста, что поможет не просто увлечь их на длительное время, но и значительно улучшить способности малышей. Так что время, проведенное за игрой, пройдет с пользой.
Пластилин имеет почти безграничные возможности. Из него можно вылепить практически все – будь то котики, собачки или любимый герой мультика. Разминая руками и придавая ему форму, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и воображение. Конечно, у крохи не будет все сразу получаться, поэтому помощь родителей приветствуется. Вместе можно от души пофантазировать, например, создать машинку мечты, переделать сказочного персонажа или построить мини-город по собственному вкусу.
Современный пластилин отличается хорошей эластичностью и не оставляет окрашивающих следов на руках. Но все же следует следить за малышом, особенно если он любит тащить все в рот. В этом плане намного безопаснее делать фигурки из обычного теста. Уж если ребенок случайно откусит кусочек, поводов для переживаний как с пластилином не будет.
Начиная с 2,5 лет ребенку можно покупать мозаику. Правда не абы какую, а с крупными элементами, чтобы ее нельзя было проглотить. Желательно, чтобы та имела большие отверстия, которые значительно облегчат процесс сборки. Но следует помнить, что оставлять малыша с таким занятием наедине строго запрещено! Всегда нужно держать его в поле зрения, чтобы тот не сунул их в рот. С помощью данного занятия хорошо развиваются такие качества, как усидчивость и настойчивость в завершении дела.
Те же самые предостережения касаются и пазлов – они должны быть достаточно крупные и не сложные. Пазлы прекрасно развивают мыслительную активность. Ребенок анализирует, группирует изображения, развивая тем самым зрительную память. Например, малыш подбирает пару «мама-ребенок» к животным (корова-теленок, курочка-цыпленок, кошка-котенок и т.д.) Не менее популярны различные детские лото. В общем, существует множество вариантов, как разнообразить, казалось бы, вполне обычную игру.
Отличным подарком для малыша станет не набор стандартных пазлов, как все привыкли, а необычных – мягких. Он может иметь вид коврика для детской, где изображены различные мультипликационные герои.
Можно привести пример и более «продвинутого» пазла, на одной стороне которого изображено животное и буква, а с обратной – место обитания, что зверюшка ест и т.д. Допустим, на пазле изображен барашек, и само собой ему подходит пара с сеном и сараем, а не аквариумом. Но подвох в том, что следующий пазл с лошадкой, которая тоже ест сено, и вместо сарая – стойло. Или не лошадь, а курочка, которая, как и барашек, живет в сарае, но ест не сено, а зерно. Кроха таким образом учится различать подобные нюансы. В процессе игры малыши развивают логическое мышление, а визуальное восприятие информации укрепляет зрительную память.
Дети обожают не только красочные игрушки, но и разговаривающие. На прилавках таких полным-полно, и каждая обладает определенным набором «талантов». Конечно, дети особенно падки на мультяшных персонажей, так как же не купить ребенку любимую Машу? Но не обязательно популярность игрушки гарантирует ее полезность. Производители рады нажиться за счет родительского кошелька, пользуясь раскрученностью бренда. Но среди них можно найти оригинальные экземпляры.
Интересным вариантом для двухлетних детей станет музыкальный плакат. Скорее всего, их придется прикупить в количестве нескольких штук. Рассмотрим подробнее об этом развлечении на примере плаката с животными:
Таким образом малыш в игровой форме знакомится с окружающей средой на примере животных. Он жмет на кнопки, выбирая из нескольких вариантов правильный, и получает за вознаграждение звуковой сигнал с похвалой. Обычно малыши не нарадуются маленькой победе!
Когда возраст ребенка перешагнул рубеж в 2,5 года, ему можно выбирать плакаты посложнее. Идеальный вариант – обучающие плакаты с алфавитом, цифрами и геометрическими фигурами. К тому же последние не такие скучные, как можно подумать. В процессе игры мальчик осваивает основные фигуры, которые представлены в виде разных объектов (домиков, машинок, цветочков, животных). Например, составные части домика: фасад изображен желтым прямоугольником, крыша зеленым треугольником, окна – синими квадратами и т.д.
Многие считают, что основы изучения иностранных языков нужно закладывать с самого детства. Чтобы путь ознакомления проходил ненавязчиво и интересно, в продаже имеются «говорящие» на иностранном языке плакаты и другие игрушки (в большинстве своем на английском).
Охватить все имеющиеся на рынке звуковые игрушки практически невозможно, но в целом они выполняют развивающую функцию. Есть универсальные модели, с наличием диктофона и под завязку набитые песенками, алфавитом, цифрами, различными звуками, а есть варианты попроще (нажал на одну кнопку, и коровка говорит «му-у-у», на другую – уточка делает «кря-кря»). Также пользуются популярностью аналоги музыкальных инструментов, которые могут пригодится для развития слуха.
Вот чего-чего, а всевозможных карандашей, фломастеров, красок и раскрасок у детей в дефиците точно нет. Конечно, шедеврами их «каляки-маляки» точно не назовешь, но пользы от привычного всем занятия не занимать. Рисование не только развивает воображение, но и мелкую моторику рук, концентрацию внимания, усидчивость, восприятие цвета и много чего еще. Да и не так все просто – это же целая наука! Ребенок в процессе учится тому, какой цвет подобрать (трава ведь должна быть зеленой, а не красной, а небо голубым), как правильно держать карандаш, под каким углом и с каким нажимом рисовать.
Даже в таком простом деле как рисование лучше проявить осторожность. Необходимо наблюдать за малышом, ведь посторонние предметы иногда и погрызть охота. На первых порах стоит покупать карандаши с мягким грифелем, которые легко рисуют даже при наименьшем нажатии.
Выбирая конструктор, ориентируйтесь на возрастные ограничения, размер деталей и их количество. Не стоит переплачивать за стильную упаковку. Если стоит выбор между красиво упакованным конструктором и набором в пакете (за ту же цену), но с большим количеством деталей, выбор очевиден. У ребенка не должно возникать затруднений в соединении элементов конструктора, на что следует обращать внимание при покупке.
Наиболее популярными из всех являются конструкторы «Lego». Они довольно интересны, разнообразны и дают возможность придумать собственную игру с сюжетом. Человечки, машинки, деревья, лавочки и не только – что еще нужно для постройки мини-городка? Правда, есть и существенные недостатки – наличие множества мелких деталей и политика ценообразования бренда.
Конструкторы полезны тем, что хорошо развивают трехмерное воображение и фантазию, моторику, дают понимание симметричности и эстетичности, а также стимулируют развитие математических навыков. Но не стоит забывать про кубики и пирамидки – незаменимые игровые атрибуты каждого ребенка.
В этом возрасте дети только начинают понимать социальный устрой, знакомятся с основными профессиями, приобретают навыки общения, извлекают первый опыт из конфликтных ситуаций. Неудивительно, что ребенок начинает активно интересоваться окружающей средой и примерять на себя определенную «роль», хоть и в игровой форме. Обычно сюжеты для ролевых игр малыш черпает из своего окружения. Игры в «магазин», «доктора» или «детский садик» перечислять все варианты нет смысла, ибо их бессчетное количество.
Наборы для ролевых игр помогут малышу почувствовать себя на месте взрослого и посеют интерес к определенной деятельности с раннего детства. Ребенку может понравиться что угодно, но больше всего пользуются спросом следующие наборы:
Спорные мнения существуют по поводу разделения игрушек по гендерному типу. В обществе принято покупать куклы только для девочек, тем самым подготавливая их к будущей роли матери. Конечно, «дочки-матери» чуть ли не самая популярная игра у малышек: за куклой интересно ухаживать, пеленать и убаюкивать, тем самым проявляя заботу. Но мальчиков незаслуженно обделили. Будь то стандартная кукла или плюшевый медведь, ребенок наделяет неживой объект вполне человеческими качествами. С куклой можно проигрывать различные поведенческие модели, оценивать ее «поведение» и формировать моральную оценку. Ребенок учится проявлять нежное отношение и заботу, что также немаловажно.
Дети любят подвижные игры. Особенно те, где можно что-то разрушить. Отличным вариантом для резвого малыша станут кегли. Одно сплошное удовольствие: выстроил их в ряд – сбил, и так по кругу. Сделаны они из легких материалов, так что травмироваться ими невозможно. К тому же обойдется подобное удовольствие недорого. Также порадовать кроху поможет мини-баскетбол, главное прикрутить его на комфортной для ребенка высоте. Хотя одному играть может быть скучно, будет намного веселее, если к броскам мяча присоединятся взрослые. В таких случаях малыш охотнее будет приносить мячик, заодно и набегается впрок.
Что за мальчишки которые не играли в войнушку во дворе, устраивая настоящие военные баталии и приводя в ужас наблюдающих за этим действом мам. Но не все поддерживают подобные игры, считая, что они порождают агрессивность среди детей. По этой же причине многие родители специально не покупают мальчикам игрушечные пистолеты, танки и все, что связано с военной темой. Но психологи с этим не совсем согласны.
Дети должны иметь возможность выплеснуть агрессию, которая есть у каждого. В конце концов, если не покупать оружие, мальчик его себе придумает (любой предмет, напоминающий по форме дуло ствола и чуток фантазии сделают свое дело).
Профессионалы рекомендуют правильно подходить к выбору игрушек-пистолетов. Необязательно покупать точную копию настоящей модели, для игр вполне подойдет водяной пистолет или обычный бластер для войны с инопланетянами. И не забудьте купить межгалактический корабль, а то дело пойдет к коту под хвост.