Учим дошкольника читать по слогам – когда начать, основные методики, секреты педагогов + легкий способ обучения

Ребенок скоро идет в школу, но читать не умеет - распространенная проблема среди молодых родителей. Процесс обучения многих начинает пугать. Но паниковать не стоит. Научить читать ребенка по слогам без квалифицированной помощи опытного педагога возможно. Достаточно знать секреты обучения, набраться терпения, настойчивости и понимать потребности своего ребенка. Школьная программа для первого класса составлена с расчетом наличия у ребенка начальных навыков чтения.

Современные педагоги считают обучение чтению в 4 года нецелесообразным. Средний возраст для появления интереса к буквам 3,5-5 лет – здоровая физиологическая норма. Порывы к чтению связаны с сенситивным периодом развития. Психологи и педагоги давно говорят, что если ребенок делает что-то ранее положенного периода, то положительный результат достигается позже и тяжелее.

Обучение должно быть своевременным и добровольным

Обучать детей чтению дома лучше в пятилетнем возрасте. Процесс займет до 2 месяцев. К 6 годам юный читатель уверенно освоится в мире букв, будет уменьшен уровень стресса для первоклассника, а адаптация в новом коллективе пройдет быстрее. Если обучение длится более 2 месяцев и дальше букваря ребенок не продвинулся, то стоит обратиться к репетитору – учителям младших классов.

Обучение чтению не является легким занятием, но процесс должен приносить радость общения и познания.


Когда начать обучение

Без предварительно сформированных навыков все занятия с ребенком будут только в тягость. Но не стоит откладывать обучение, если ребенок готов к самостоятельному общению с книгой. Он должен сознательно воспринимать, воспроизводить текст.

Неврологи предупреждают родителей о последствиях раннего обучения в принудительном порядке. Мозг человека и нервная система развиваются постепенно. При принудительном воздействии на физически неразвитые отделы головного мозга развиваются психологические проблемы (бессонница, неврозы).

Признаки готовности следующие:

  • хорошее владение речью;
  • осмысленное построение фраз;
  • умение описать окружающую обстановку;
  • внятное выражение мысли;
  • развит фонематический слух;
  • легко определяет первый и последний звук в слове;
  • отсутствие проблем со слухом и произношением;
  • свободное ориентируется в базовых направлениях;
  • проявлять интерес к книгам с 1-2 лет;
  • способность заниматься продуктивной деятельностью в состоянии покоя до 20 минут (рисовать, складывать пазл, лепить).

Следует проверить, хорошо ли ребенок выговаривает проблемные звуки – шипящие, «л», «р». Если проблемы существуют, то посещают логопеда, который назначит специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка. В некоторых случаях придется подрезать уздечку.

Под базовыми направлениями понимают пространственную ориентацию с различием понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Дети быстрее учатся читать, если родители показывают наглядный пример. Они очень любознательны, обязательно заинтересуются журналами с красочными картинками и захотят понять, что так заинтересовало папу или маму. В доме с дошкольником обязательно должны быть книжки-малышки с яркими иллюстрациями и панорамные книги.

Секреты обучения

Чтобы научить ребенка читать по слогам следует соблюдать пять важных правил.

Выбор момента

Родители даже не задумываются о психологической готовности своего ребенка к обучению. Они считают, что достаточно выучить буквы алфавита. Часто дети начинают учиться читать в 5-6 лет. Но если ребенок просит научить ее в 4 года, стоит попробовать – некоторые начинают активнее развиваться своих сверстников. А вот обучать трехлетнего ребенка не стоит – очень рано и нецелесообразно. Малыш еще не сможет понять весь процесс сливания букв в слоги.

Не заставлять

Настойчивые попытки со стороны родителей не только отобьют желание к обучению, но и вызовут множество конфликтов. Нужно собственным примером подогревать интерес. Рассказывая увлекательные истории, следует указать не ее источник – «вон та книга». Если дома много литературы, то дети проявляют большее желание к чтению.

Правильный букварь

Первая книга должна привлекать внимание и быть понятной. Педагоги рекомендуют начинать с букваря Н.С. Жуковой, А.Н. Ткаченко. Иногда ребенок способен научится читать за неделю при правильном выборе пособия.

Букварь Жуковой Н.С.

Регулярность занятий

Родители должны руководствоваться терпением и настойчивостью. Занятия проводят по 15 минут, но регулярно. Поведение ребенка подскажет их частоту – ежедневно или через день. Одни дети так увлекаются, что просят сами совместно почитать, а другие нуждаются в стимуляции.

В начале каждого занятия повторяют пройденный материал. Если возникает путаница, то переходить на новый этап не стоит. Закреплять знание можно в игровой форме. Сложные тесты будут вызывать у ребенка чувства бессилия.

Реальность требований

Не стоит требовать от детей невозможное. Реальная оценка станет ключом к успеху. Завышенные требования или наличие рамок (выучить за неделю 5 букв) быстро превратят чтение в ненавистное занятие.

Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Это понизит самооценку и вызовет обиду на родителей.

Важно поощрять ребенка за его достижения. Можно завести специальную доску, где будут выставлять звездочки или «высаживать» кортонные цветочки. Процесс обучения не должен быть скучным.

Вызываем интерес к чтению

Существует несколько методов, чтобы вызвать у детей интерес к чтению и привить любовь к книгам. Их необязательно использовать в перечисленном порядке. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его потребностей.

Чтение вслух

Читать ребенку следует с самого рождения. Не стоит путать с презентацией на планшете с карточками по Доману. Это совсем другое. Мама должна быть с книжкой в руках, которую бережно держит и смотрит в нее глазами. Конечно, она периодически дает крохи ее потрогать. Книжный формат будет восприниматься чем-то увлекательным и неизведанным. Появляется триединство – Мама+Книга+Ребенок. Так как главным субъектом будет мама, то воспоминания надолго останутся в памяти, вызывая интерес к исследованию второго участника – книги.

Важно обучить ребенка аккуратно перелистовать книгу еще до года. Это возможно в книжках с картонными или плотными страницами.

Литература для малыша должна быть в свободном доступе, чтобы была возможность принести книгу и почитать ее с мамой. Начинать нужно с простых стишков, а с ростом словарного запаса переходят к более сложным конструкциям.

Задавайте вопросы

Развивать речь будут вопросы о героях, их поведении и др. Дошкольники могут уже концентрировать внимание на многих деталях рассказа. Мама должна делать остановки и интересоваться местом действия, предыдущими событиями, цветом наряда.

Хорошо тренирую память истории, растянутые на несколько дней. Перед сном можно читать не всю сказку, а только пару страниц. В прочитанном не должно быть плохих событий, которые способны испугать ребенка.

Личный пример

Личный пример считают незаметным, но эффективным воспитанием. Родители с книжкой, книжные полки, игры с толстыми книгами – все является подражательным и сенсорным опытом.

Физическая деятельность с участием книг хорошо откладывается в сознании. Можно приносить папе определенного цвета справочники или для мамы кулинарную книгу.

Буквы в разных форматах

Использование букв в интерьере пришло с западных стран. В детской на стене всегда будет висеть имя ребенка или присутствуют другие надписи. Еще в 2,5 года появляется яркий стимул интересоваться окружающими объектами и их значением.

На стене могут быть позитивные надписи: «Смейся», «Будь смелым», «Твори добро», «Люби» и т.д.

Ребенок, проявивший интерес к 5-6 буквам своего имени легко их запомнит, будет видеть в крупных надписях уже к 3 годам.

Любые новые знания о буквах после начала обучения должны быть закреплены двигательными и сенсорными играми.

Использование сенсорных стимулов

Подключение сенсорных стимулов к процессу обучения чтению подробно описано системой Монтессори. Проще говоря, следует делать подделки с буквами – вырезать собственное имя, украшать буквы различными способами, выкладывать контуры мелкими предметами.

Детям до 4 лет не стоит учить писать буквы. Лучше давать их шаблоны для обводки. Фокус должен быть на процессе рисования, а не правильной посадки за столом и держании ручки. Лучшими помощниками для работы с дошкольниками будут пластилин и конструктор.

Методики обучения

Сегодня разработано и используется множество методик для быстрого обучения чтению. Рассмотрим детально самые популярные.

Методика Зайцева

Методике более 20 лет. Она хорошо зарекомендовала себя среди родителей. Суть методики Зайцева – изучение не букв, а слогов. Статичные кубики помогают усвоить фонетический состав языка. Дидактический материал состоит из 12 групп. Кубики выполняют из различного материала и наполнителя.

Кубики Зайцева с таблицами

В форме игры ребенка учат отличать гласные и согласные, мягкие и глухие звуки. Кроме кубиков используют специальные таблицы на стене и аудиозаписи. Слоги во время обучения не проговаривают, а поют – «попевки». Таблицы повышают способность запоминания.

Систематические занятия позволяют запомнить 246 слога. Метод более эффективен для левшей, которые лучше воспринимают слоги и целые слова. Скорость обучения напрямую зависит от возраста.

Педагоги не относят методику Зайцева к идеальной. В ней есть плюсы и минусы. Достоинствами являются:

  • игровая форма;
  • подбор правильных слогов на кубиках, что повышает уровень грамотности письма в будущем;
  • нет привязанности к возрастной категории;
  • дети могут играть кубиками без взрослых;
  • развивает органы чувств и моторику.

Недостатками будут:

  • ребенок может проглатывать окончания и не понимать состав слова;
  • проблемы с фонетическим разбором в 1 классе;
  • отсутствие последовательности;
  • высокая стоимость;
  • требуется длительная подготовка к занятию.

Метод Глена Домана

Суть методики: ребенок запоминает слова целиком, а не буквы и слоги. В распоряжении родителей карточки со словами и предложениями. Малышу показывают карточку 15 секунд и четко называют значение. Занятия проводятся регулярно по 5-10 минут. Кроме навыков чтения у детей развивается фотографическая память, интеллектуальные способности, умение концентрироваться и внимание.

Преимущества:

  • применяется с рождения;
  • не требует привлечение специалиста;
  • дидактический материал делается самостоятельно;
  • всестороннее развитие.

Недостатки:

  • пассивная позиция ребенка;
  • малыш только слушает информацию и анализирует, но не учится читать;
  • нет возможности для креатива;
  • однотипность процесса;
  • дети после 3 лет неохотно воспринимают этот способ подачи информации.

Система Павла Тюленева

Методика полюбилась многим родителям. Автор выпустил книгу «Читать раньше, чем ходить». Занятия происходят с рождения. Важными являются первые 4 месяца жизни, когда мозг активно воспринимает графическую информацию. Внимание ребенка не должны отвлекать игрушки или посторонние предметы. Автор игнорирует сенсорно-моторную и образную стадии развития.


Основной порядок обучения

Преподаватели рекомендуют начинать изучение звуков, а не букв. Ребенку трудно понять, почему буква «эм» в слове «мама» читается как «м». Про буквы (эр, эл, эн) следует рассказывать после изучение звуков (р, л, н).

К тому же ребенок быстрее запомнит короткие слоги, чем непонятные буквы. Обучение должно идти от простого с постепенным переходом к сложному. Вначале правильно произносят звуки. Нужно доступно объяснить правила произношения. Когда есть понимания о различии звуков, можно переходить к слогам.

Если ученик не понимает понятие «слог», стоит объяснить, что буквы объединяются для создания слов. Можно попробовать следующее упражнение: произносить с протяжкой согласную букву (лучше шипящую), а потом добавить к ней гласную. Например, ШШШШШ + А = ША, ХХХХ + О = ХО.

Информация должна быть дозирована, чтобы исключить «каши в голове», путаницы в новых знаниях. Вначале малыш должен понять разницу между гласными и согласными. Логопеды рекомендуют пропивать гласные для правильной выработки речи.

Первый слог должен быть с буквой «а». Его можно вылепить, выложить из предметов и т.д. Следует показать букву на кубике, в букваре. Далее можно учить 4 согласные и составлять слоги с буквой «а». Начинают с открытых слогов – МА, БА, КА, ПА, а потом переходят на закрытые – АМ, АБ, АК, АП. Дети должны понимать, что от положения букв меняются слова – БА-РАН и АБ-РАМ.

Когда у юного чтеца возникнет понимание о слогах, то можно читать самые простые слова – БА-БА, ПА-ПА, МА-МА. Они должны состоять из одинаковых букв. В будущем можно добавить к отрытому слогу одну гласную: КО+Т, МА+К. Обязательно показывайте картинку.

Простые слова для чтения

После переходят к словам из 3 открытых слога – КО-РО-ВА, МО-ЛО-КО, КО-ЛО-БОК. Слова подбирают понятные, которые можно нарисовать или объяснить. Абстрактные понятия тяжелы для усвоения во время обучения чтению.

Запомнить символы помогают кубики с яркими буквами. Составляйте «неправильные» слова и просите ребенка найти лишние. Интересная закладка в букваре поможет отделить пройденный материал от нового. Вместо передвижения пальчиком по слову можно смастерить красивую указку.

Занятия должны проходить в легкой форме. Можно вспоминать персонажей на новую букву, называть животных, имена или продукты. Чаще называйте окружающие слова по слогам: предметы в тарелке, в холодильнике, в магазине и т.д. Трудные слова проговаривают вместе.

Игра в школу улучшит восприятие материала. Мама-ученик будет писать диктант с ошибками, которые ребенок-учитель должен найти. Не стоит делать много ошибок, чтобы не оказаться «двоечником» в глазах своего чада.


Легкий способ обучения

Процесс будет состоять из нескольких этапов:

  1. Обучение гласных. Дидактический материал – 10 красных кружочков с гласными буквами. Ребенка знакомят с каждым кружочком отдельно, совместно проговаривая название. Можно их расклеить по дому и спеть с ними песенку. Периодически места меняют до полного запоминания всех песенок. Игра в прятки: на листе пишут слова, а ребенок должен найти в них пропетую гласную. Это поможет запомнить графическое изображение букв.
  2. Чтение слогов. После изучения гласных можно складывать слоги, изучая согласные. К примеру, изучают букву Н. Не стоит акцентировать какая она – мягкая или твердая. Внимание обращают на особенность изображения, придумывают ассоциацию. В голове должен быть четкий образ буквы Н. Далее она изучается со всеми красными кружочками. Можно петь, использовать разную интонацию, мимику и т.д. Занятие на должно быть более 10 минут.
  3. Простые слова. После освоения 3-4 согласных переходят к словам. Родители должны подготовить карточки с буквами и слогами, допустимо использовать магнитную доску.
  4. Сложные слова. Задача для ребенка усложняется – читать нужно слова длиной более 6 букв. Для ускорения процесса можно написать слова на бумаге и расклеить их по дому, предварительно прочитав все вместе.

Доброжелательность и терпение помогут справиться маме и ребенку с обучением чтению по слогам. Оно является длительным процессом. У всех детей свой темп познания слогов и слов. Не стоит торопиться и прыгать с одной методики в другую. Волшебных методов не существует. Главное не модные методики, а индивидуальные особенности ученика.

Если нет времени на полноценные занятия с ребенком, лучше обратиться к профессионалам в специализированных центрах. Перед тем, как отдать ребенка на обучение, обязательно следует уточнить используемую методику.

Если понравилась статья, поделись с ней: