Детские подгузники – удобное и полезное изобретение. Вспомнить только рассказы бабушек о тяготах воспитания ребёнка. Вся квартира тогда была увешена мокрыми ползунками и пелёнками, а жизнь превращалась в сплошную стирку. Современной маме стало легче и проще с появлением одноразовых средств гигиены. Однако использование подгузников обходится в круглую сумму для семейного бюджета. Поэтому основной мотив скорейшего приучения к горшку – экономия. Научив чадо справлять нужду на горшок хотя бы в дневное время, можно значительно сократить использование дорогих средств гигиены. Чтобы не навредить своими действиями ребёнку, нужно изучить рекомендации.
Есть множество вспомогательной литературы, которая описывает различные методики знакомства с детским туалетом и приводит советы. Подходят для изучения блоги и форумы мам, а также рекомендации подруг и родственников. Положительный опыт, добытый из этих источников, можно взять себе на заметку. Конечно, все методики должны подвергаться критическому рассмотрению. Например, метод 10 мокрых колготок лучше не применять, если в доме холодно и малыш рискует заболеть от этого. Стоит изучить все предлагаемые варианты, выбрать для себя несколько и начать их применять.
В данной статье собраны и систематизированы все популярные методы приучения ребёнка к горшку, даны практические советы и рекомендации психологов. Остаётся только внимательно их изучить, запастись терпением и начать применять всё на практике.
Точно назвать идеальный возраст для приучения ребёнка к горшку невозможно – в этом вопросе всё сугубо индивидуально. Одни дети приучаются справлять нужду в горшок быстро и относительно рано. Другие дети долго носят памперсы не только ночью, но и днём.
С точки зрения детских врачей, сон в одноразовых трусиках до 3-3,5 лет – это норма, при условии, что днём подгузники не используются.
В среде мамочек часто можно услышать фразы наподобие этой: «Мой Ваня сам ходит на горшок с года». Для ранимой психики других мамочек эта фраза на подсознательном уровне может прозвучать так: «Мой ребёнок лучше вашего, ведь он уже это умеет». Такие выводы могут подтолкнуть родителей начинать высаживание на горшок неподготовленного малыша. Это приведёт к негативным последствиям. Нужно уметь блокировать сознательные или бессознательные попытки других мам и пап похвастаться достижениями своих чад. И уж тем более не сравнивать чужих детей со своим ребёнком, который развивается в своём темпе. Перед тем, как «ринуться в бой», нужно проанализировать советы опытных психологов и воспитателей по этому вопросу.
В первый год жизни маленький человек абсолютно не контролирует работу своих сфинктеров. Говоря простым языком, мочеиспускание и дефекация происходят без волевого участия коры больших полушарий. Наполненный мочевой пузырь или прямая кишка посылает сигналы в особые центры головного мозга, отвечающие за безусловные рефлексы. Эти центры посылают команду для опорожнения, и ребёнок писает или какает. До года эти моменты можно поймать чисто случайно: заметив, что малыш беспокоится или тужится, посадить его на горшок. Даже если так удалось сделать несколько раз подряд, говорить об успешном освоении гигиенического навыка очень рано.
Большинство детей начинают чувствовать наполненность мочевого пузыря к 1,5 годам. Педиатры и психологи сходятся во мнении, что именно этот возраст наиболее оптимален для начала систематического приучения к горшку.
Если ребёнку от 1,5 до 3 лет, можно начинать знакомство с туалетом и ежедневной гигиеной. Учёными неспроста обозначен такой большой возрастной период: всё зависит от индивидуальных физиологических и психологических особенностей. Только готовность самого ребёнка должна служить сигналом к началу высаживаний, а не пожелания родителей. Существуют признаки, по которым можно понять: пора начинать знакомство с туалетом:
Понаблюдав за сыном или дочкой неделю-две и обнаружив перечисленные признаки готовности, можно приступать к дальнейшим действиям.
Иногда детский туалет покупают вместе со всем остальным приданным, и он терпеливо дожидается, пока маленький хозяин подрастёт. Это хорошо тем, что горшок уже «примелькался», перешёл для ребенка в категорию хорошо знакомых предметов и не вызовет страха. Если такого необходимого предмета ещё нет, а возраст уже подошёл, следует как можно скорее его купить. Опытные мамы и педиатры составили краткий список рекомендаций. С его помощью легко выбрать подходящую модель ночной вазы:
Отличной идеей будет взять с собой ребёнка и позволить ему самому выбрать предмет, которым он будет пользоваться долгое время. Достаточно предложить отпрыску три-четыре варианта, соответствующих описанным критериям.
Нечасто, но встречаются ситуации, когда нужно очень быстро отучить ребёнка от подгузников и приучить к горшку. Например, освободилось место в садике, и надо поскорее привить карапузу навыки самостоятельности. На помощь придут экспресс-методики, коих существует немалое количество.
Любая ускоренная программа предполагает длительный этап подготовки к ней. Начинать следует минимум за два месяца: беседовать с крохой о том, что он уже взрослый и скоро будет ходить в туалет почти как мама с папой. Стоит проговаривать это периодически, даже если пока нет необходимости отучать от одноразовых трусиков.
Метод основан на продлении периода дискомфорта. После того, как малыш написал в колготки, мама выжидает 10-20 минут и только потом переодевает его. Таким образом, достигается сразу несколько целей:
Маме следует запастись колготками (10 пар, отсюда и название метода), терпением и железными нервами. После первой пары колготок нужно объяснить отпрыску, что использование горшка поможет ему избежать такого конфуза в следующий раз. Ругаться, стыдить, демонстрировать своё раздражение при вытирании луж и стирке белья ни в коем случае нельзя. Всё делается доброжелательно и спокойно. При этом методе родители не высаживают сына или дочь на горшок: просто меняют мокрые колготки на сухие, не забывая рассказывать про горшок.
Воздержитесь от этого способа, если дома холодно, ребёнок простужен или имеет заболевания мочеполовой сферы. Если малыш здоров, то с вероятностью 50% он приобретёт навыки самообслуживания через 10 дней.
Многие думают, что привить навыки правильной гигиены за три дня невозможно. Отзывы мам об успешности этого метода встречаются как положительные, так и отрицательные. Всё будет зависеть не от того, насколько мама старается, а от готовности самого малыша.
В эти дни малышу дают больше жидкости, чем обычно и высаживают на горшок перед сном, прогулкой, после обеда.
Данный метод потребует от родителей максимальной сосредоточенности на ребёнке, внимания к невербальным сигналам и терпения.
Действенный способ хорошо зарекомендовал себя. Следует запастись резиновыми игрушками с дырочкой. В них набирают воду и говорят малышу, что игрушка хочет писать. Затем сажают её на горшок и выливают воду. Возможно, что сразу после такой демонстрации кроха захочет повторить все действия.
После повторений появится навык посещения туалета. Можно «заставить» писать все любимые игрушки: усадить их на предметы, напоминающие ночную вазу и незаметно подлить водички, как будто мишка или заяц пописали сами.
Более длительный, но менее травмирующий вариант – постепенное приучение. Раньше года начинать его не следует. Метод постепенного знакомства основывается на шести этапах формирования гигиенических навыков.
Помимо неготовности самого ребёнка к этому процессу, к неудачам могут привести ошибки родителей.
Особо торопливые родители начинают высаживать ребёнка на горшок с возраста 6 месяцев. Ничем, кроме желания сэкономить на подгузниках, это не обосновано. В раннем возрасте не может быть речи о самостоятельном решении малыша пописать или покакать. Его просто сажают на горшок в определённые моменты: перед сном, после еды, перед прогулкой и т.д. При этом родители должны быть всегда наготове, чтобы не пропустить положенное время или признаки близкого опорожнения мочевого пузыря. Такое повышенное внимание к вопросу гигиены только мешает установлению доверительных отношений с сыном или дочерью.
В практике аналитического психолога Богдановой Н.В. был такой случай: мать, имея положительный опыт с двумя старшими дочерьми, высаживала младшую на горшок раньше возраста, рекомендованного педиатрами. Девочка сидела там до получения результатов, иногда по полчаса или часу. В результате у ребёнка начались запоры, вызванные нежеланием ходить в туалет по требованию. Решить проблему удалось, ослабив контроль над отправлением естественных надобностей.
Нет никакой гарантии, что малыш раньше сверстников самостоятельно освоит гигиенические навыки, если его «дрессировать» с рождения. Напротив, такие дети чаще других в последствие выказывают острый протест против высаживания. Примерно к двум годам некоторые ребята, имеющие уже хорошо сформированный навык посещения туалета, начинают снова «мочить штанишки». Происходит так называемый регресс навыка. Действовать при этом нужно по следующему алгоритму:
Сделать процесс отправления естественных надобностей интересным и увлекательным для малыша помогут мультфильмы и забавные стишки-потешки. Возрастной промежуток 1,5–3 лет характеризуется желанием ребёнка копировать чужие действия. Поэтому и нужно показывать ему как можно больше положительных примеров.
Существует много обучающих видеозаписей с популярными героями, игрушками, реальными детьми, глядя на которые ребёнок будет учиться пользоваться горшком. Их можно найти на видеохостингах, введя запрос «мультики про горшок». Отдельные серии на эту тему иногда можно найти в любимых мультфильмах ребёнка. Например, в мультсериале «Пингвинёнок Пороро» крокодил Кронк забыл сходить в туалет перед сном и намочил постель. Чтобы такого не случилось на следующий день, Пороро напоминает Кронку об этом. (2 сезон, 22 серия). «Кукутики» и «Синий Трактор» выпустили мультики-песенки про горшок, которые легко запомнить и петь самостоятельно.
Просмотр необходимо сопровождать комментариями: рассказывать малышу, зачем нужен этот предмет, что с ним делают герои, почему это так важно. Если оставить ребёнка наедине с мультиками, никакого воспитательного и обучающего эффекта не будет.
«Напоминалкой» похода в туалет служат детские стишки-потешки. Их легко запомнить и повторять ребёнку каждый раз перед тем, как предложить горшок. Возможно, текст потешек покажется взрослому человеку смешным, но дети воспринимают такие стихи адекватно.
Можно почитать чаду книжки, в которых герои учатся ходить в туалет по правилам. Например, «Макс и подгузник», «Каю пора на горшок», «Чик и Брик: лужица». Многие уже пустили в ход западные новинки – кака-книги. В них доступным языком рассказано о процессе пищеварения и натуралистично изображён его результат. Но ребёнка это не отталкивает, а побуждает сходить на горшок, чтобы сравнить свой результат с книжным.
В процессе привития навыков использования туалета родители должны постоянно комментировать для малыша все его действия. Неудачи проговариваются нейтральным тоном, без сожаления, гнева и других негативных чувств. Обязательно в конце нужно выразить надежду, что в следующий раз всё получится. Успехи всегда сопровождаются похвалой. Только не надо перебарщивать. Психологи описывают случай, когда семья созвала гостей и устроила торжество по случаю того, что сын в первый раз самостоятельно сходил на горшок. Это пример чрезмерной похвалы, ведь мальчик совершил естественное действие, пусть и правильно. Во всём нужна мера.
Подводя итоги, можно повторить вышесказанное: в процессе приучения ребёнка ходить по нужде на горшок важно учитывать состояние самого ребёнка. Физиологическая и психологическая готовность перейти от подгузников к трусикам выражается в ряде признаков. Родителям нужно обязательно их учитывать для быстрого достижения положительного результата. Прислушиваться к чужому опыту можно, но выбирать тактику следует обдуманно и взвешенно. Каждый малыш развивается в особом ритме. Метод, который помог дочери подруги отучиться от памперсов, может не сработать на собственном ребёнке.